Для каллиграфии используется остроконечное перо .Качественное перо является одним из самых важных компонентов для письма.
Остроконечное перо состоит из: основания, отверстия, усиков и кончика пера. Перо необходимо держать за его тело – основание, а не за усики или по бокам - так перо не повредится.
Отверстие – через него тушь постепенно попадает на кончик пера, а затем на бумагу. Отверстие держит тушь. Важно понимать, где оно находится и при окунании в тушь учитывать это. Если окунать в тушь только кончики – не получится написать и одной буквы. Когда перо слишком сильно окунается в тушь – тушь растечется по всей рабочей поверхности и рукам. Соответственно уровень погружения пера должен быть четко по границу отверстия чтоб тушь равномерно поступала на бумагу.
Кончик пера. Когда усики сложены вместе – перо находится в спокойном состоянии - образуется острый кончик пера. По кончику перья делятся на: экстрафайн, файн и медиум. Экстрафайн – перья с самым острым кончиком; файн – немного тупее, но считается острым; медиум – с достаточно широким кончиком, но равно дает хорошую тонкую линию. Чем тоньше перо – тем тоньше линия, чем толще кончик пера – тем толще будет линия соответственно.
Первое что различает перья – размер. Ширина варьируется от 3 мм до 9 мм. Диапазон размеров очень широкий. Есть перья стандартного закругления и круглые - зачастую это малые перья. Размер пера необходимо знать для того чтоб правильно определить какой держатель для пера подойдет. Держатель для большого пера не подойдет малому и наоборот. Есть стандартные перья - они подойдут практически для любого держателя. Есть нестандартные перья – очень маленькие и круглые. Для них необходим особенный держатель или универсальный держатель.
Следующим параметром по которому делятся все перья является гибкость.
В спокойном состоянии усики пера образуют острый кончик. При нажатии на перо – усики расходятся и получается наплыв – толстая линия. Если необходимо приложить большое усилие для того чтоб перо раскрылось– оно жесткое. Если не нужно прикладывать силы при нажатии на перо – перо мягкое. Обозначение гибкости – flexible. Если такая надпись есть – означает, что перо гибкое.
Понимание и знание различий между остроконечными перьями дает возможность реализовать письмо в необходимом стиле, на конкретной бумаге с помощью определенной туши. Например : Необходимо написать в одном из классических стилей где чередуются очень тонкие и большие темные наплывы -для данной задачи подойдет тонкое перо и гибкое, то есть мягкое.
Все перья идут в заводской смазке. Начать писать пером без предварительной обработки не получится. Если перо не обработано – тушь будет ложиться сгустками, каплями на жирную поверхность. Для письма необходимо чтоб тушь равномерно поступала на кончик пера, чтоб линии были ровными. В идеале перл должно быть покрыто тушью до уровня отверстия равномерно - не должно быть капель или клякс.
1.Обработка пера огнем – самый старый способ: над небольшим огнем (от свечи, зажигалки или спички) провести быстрыми движениями тушь по три раза на сторону. Держать над огнем, опалять перо не нужно. Такого контакта с огнем пера достаточно.
2. Использование любого чистящего средства: зубной пасты, средство для мытья окон или посуды. Необходимо нанести средство на палец и аккуратными движениями от основания пера к кончику его протереть со всех сторон – и с внутренней и с внешней. Также возможно использование мягкой зубной щетки. Мягкая необходима для чтоб не сломать перо.
4.Очищение с помощью картофеля. Необходимо воткнуть перо в старый, относительно мягкий картофель и оставить на несколько часов. После – необходимо промыть перо и высушить. Таким способом лучше обрабатывать жесткие перья.
5.Использование спирта или другого вещества растворяющего жир. Удобным средством будут спиртовые мокрые салфетки.
После обработки пера не рекомендуется трогать его пальцами – можно снова нанести жир, который выделяет наша кожа, и тушь не будет распределяться по перу равномерно.